Иван
КСЕНОФОНТОВ, кандидат технических наук, фото автора,
рисунки Сергея ПОСТНОВА
ЭЛЕКТРОНИКА БЕЗ СЕКРЕТОВ
ЗВЕРЬ ПО ИМЕНИ АБРИС
Еще со времен царя Гороха (а если поточнее – с
начала 60-х) ковровские мотоциклы стали оснащаться
генераторами переменного тока. Сначала это были Г-38,
позже Г-401, Г-411, Г-421. Они отличались тем, что были
крайне просты – ни тебе вечно "кончающегося"
аккумулятора, ни капризного щеточного узла. К тому же
ротор, являющий собой постоянный магнит, надежен как
кувалда. Но, как известно, к каждой бочке меда
прилагается ложка дегтя. Здесь таковой была контактная
система зажигания, в которой, помимо традиционных
регулировок опережения зажигания (поворотом корпуса
генератора) и зазора в кулачках, надо было "ловить" еще
и абрис. Что это за зверь, мало кто знал, и не одно
поколение мотоциклистов 70-х укрепило мышцы, толкая не
желающие заводиться ни за какие коврижки аппараты. К
тому же такие генераторы имели три отдельные световые
обмотки, питающие цепи сразу всего – фар, стоп-сигналов,
"мигалок". А это повышало вероятность короткого
замыкания.
 Роторы "Пилотов": вверху – первых
выпусков, подверженные разрушению; внизу –
современные. |
Тихая революция произошла, когда установили на
"Восход-2М" (1976 г.) генератор Г-427, в котором
отсутствовали контакты прерывателя. На роторе вместо
кулачка – дополнительный магнит, наводящий электроток в
обмотке специального датчика. Импульс этого тока
(выводимый через клемму с маркировкой "Д" – "датчик")
являлся задающим в контуре тиристора, размещенного в
коммутаторе КЭТ-1А. Необходимую для искрообразования
энергию вырабатывали две соединенные последовательно
специальные катушки, расположенные на статоре (вывод
маркировался буквой "З" – "зажигание"). Регулировка
системы сводилась к установке зазора (0,3±0,05 мм) между
ротором магнита и пластинами сердечника датчика.
БЛЕСК И НИЩЕТА "БЕСКОНТАКТНИКОВ"
Слабое место первых "бесконтактных" генераторов –
датчики. От вибрации раскручивались винты крепления и
"уходил" зазор. В случае прямого контакта датчика с
ротором возникали перебои в моторе. Кстати, разбитые
коренные подшипники коленвала также могут служить
причиной касания датчика ротора и, как следствие,
непонятных перебоев при работе двигателя. В датчиках
нередко обрывалась проволока в витках, отваливалась
пайка клемм. Изжить практически все эти недостатки
удалось лишь в новом поколении генераторов 2МК-208
(80.3701). Их стали устанавливать на "Восход 3М-01", а
позже на всю ковровскую мотопродукцию (кроме "Пилота" и
"Птахи"). В них обмотка датчика расположена вместе с
другими обмотками внутри статора, а в блок электронного
зажигания введен стабилизатор напряжения (отсюда и
аббревиатура БКС – блок коммутации-стабилизации). У
"Пилота" генератор маховичного типа, то есть обмотки
статора располагаются внутри вращающегося
колоколообразного ротора. Бобина и
коммутатор-стабилизатор такие же, как на мотоциклах.
Единственная регулировка современных ковровских
генераторов – опережения зажигания – производится как и
на старых моделях – поворотом их корпуса. Если мотор
работает "жестко", рычаг стартера отдает в ногу при
заводке, значит, зажигание слишком раннее. Поворот
статора по часовой стрелке (предварительно ослабив три
винта) устранит нежелательный эффект. "Вялая" работа
мотора, возникающий в нем перегрев свидетельствуют о
том, что зажигание позднее. Абсолютно точно выставить
угол опережения зажигания можно с помощью автомобильного
стробоскопа. Единственное возникающее при этом
неудобство в том, что питать его придется от внешнего
источника постоянного тока. При достижении оптимального
режима опережения зажигания в окошке корпуса статора
появляется ребро ротора с круговой меткой. У "Пилота" —
должны совпасть риски на роторе и статоре.
"АП-ГРЕЙД" ПО-КОВРОВСКИ
 Проверка работоспособности
генератора (вверху) и датчика (внизу).
 Способ подсоединения КЭТа (в случае
крайней необходимости) вместо БКС.
|
За что наш народ любит "совковый" мотопром, так это
за ломовую взаимозаменяемость деталей разных его
изделий. Так, новые "бесконтактники" можно со спокойной
душой устанавливать на предыдущие модели ковровской
мототехники – посадочные размеры и габариты позволяют
это делать. Условие – электроцепь необходимо доработать:
подключить КЭТ или БКС. Повышенная энергия искры
потребует и другую бобину – Б300Б, взаимозаменяемую по
посадочным местам с применявшейся прежде Б300. (К слову,
внешне старая и новая бобины ничем не отличаются. Однако
многочисленные попытки не менять старый узел рано или
поздно заканчивались тем, что перегорали обмотки!)
Любителям "ап-грейда", то есть повышения
работоспособности электросистем, можно посоветовать
установить бобину, произведенную в г. Сарапуле, от "Ижа"
(обозначение: 7.109-37.05.010). Ее применение примерно
на 15% повышает длительность импульса искры и на 60% –
ее энергию. В итоге – заметно облегчается запуск мотора.
К слову, обратная процедура – установка ковровской
бобины на "Иж" с контактной системой зажигания ничего
хорошего не дает. Бобина перегревается и очень скоро
"кончается".
Переход от КЭТов к БКС (с появлением нового
генератора 43.3701 на "Восходе-ЗМ") ознаменовал
наступление эры 12-вольтового электрооборудования. Свет
фар стал не только ярче, но и стабильнее. Поддерживает
постоянное напряжение стабилизатор, встроенный в БКС.
Однако владельцы новых 12-вольтовых генераторов могут
при необходимости подключить для работы блок КЭТ-1А. Его
подсоединяют к клеммам проводки согласно буквенным
обозначениям (см. схему). А вот световые приборы в этом
случае работать не "захотят". Чтобы "захотели", следует
установить штатный БКС. Владельцам старых мотоциклов
повезло больше: вместо КЭТа они безбоязненно могут
поставить БКС. Цепь зажигания у них, как и прежде, будет
6-вольтовая (поскольку генератор не менялся), в которой
стабильность напряжения поддерживается (к слову,
достаточно посредственно) специальным дросселем ДР100,
размещенным в инструментальном ящике.
ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ
Хотя современная система зажигания ковровских
мотоциклов достаточно надежна, и она может дать сбой.
Прежде чем углубляться в элементы системы, проверьте "на
пробой" искру без свечного колпачка – установите зазор в
6-7 мм между высоковольтным проводом и "массой" головки
цилиндра. Если искры нет, начинайте вести ее поиски
более методично. Вероятно, вы неплотно соединили
штекерные разъемы. Плохой контакт основания корпуса БКС
с "массой" никакого влияния на работу системы не
оказывает – "масса" выводится отдельным проводом. А вот
у старых КЭТов "масса" выводилась на корпус, и его
контакт с рамой необходим.
 БКС для "Совы", "Пилота" (1) и
минских (2) мотоциклов совершенно взаимозаменяемы.
У "Птахи" электронный коммутатор совмещен с
бобиной (3).
|
Сам генератор, как "совиный", так и "пилотовский"
выходит из строя крайне редко. Для проверки его
работоспособности необходим тестер с функцией омметра.
Так, сопротивление зарядных обмоток (провод красный и
корпус, или клеммы "З" и "М") должно быть в пределах 400
Ом; сопротивление обмоток датчика (провод черный и
розовый, или клеммы "Д" и "М") – 40 Ом. Сопротивление
обмотки цепи освещения (провод фиолетовый и корпус)
должно быть 0,4 Ом.
Все замеры сопротивления производятся на гнездах
отключенной от БКС штекерной колодки жгута генератора.
Старые генераторы с КЭТами проверяются аналогично.
Вместо сопротивления можно измерять величину напряжения
переменного тока. На зарядных обмотках при
проворачивании коленвала киком оно составляет примерно
50 В, на обмотках датчика – около 2 В. Конкретная
величина напряжения зависит от того, насколько резко
нажали на рычаг кикстартера.
Роторы ковровских мотоциклов – деталь вечная. А вот
с "пилотовскими" ранних годов выпуска могут возникнуть
заморочки. Дело в том, что их магниты приклеивались к
ротору эпоксидной композицией, и со временем магниты под
действием центробежных сил часто выламывались из
корпуса. Роторы современных "Пилотов" этих недостатков
лишены.
Бобину (трансформатор высоковольтный 2102.3705,
1480026900001) также проверяют с помощью омметра при
отключенных проводах. Сопротивление первичной цепи
должно быть в пределах 0,4 Ом, вторичной – 6,7 КОм.
Но даже если сопротивления обмоток в норме, а при
нажатии на кик проскакивает искра, все равно узел может
быть неисправен. Бывает, что мотоцикл заводится, но при
увеличении оборотов начинаются перебои и мотор глохнет.
Это следствие нарушения контакта внутри корпуса. Поэтому
единственным надежным способом диагностики следует
считать замену на заведомо исправную деталь. В идеале
следует возить с собой "джентльменский набор" –
высоковольтный провод с колпачком, бобину и БКС.
Последовательным подключением этих узлов можно быстро
выявить неисправность.
К сожалению, ни бобина, ни коммутатор не поддаются
ремонту, поскольку в них неразборные корпуса. Примите
совет: удостоверившись в неисправности детали, сразу ее
выбрасывайте.
ОДНООБРАЗНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
 Не перепутайте: слева бобина от
"Ижа", справа - от "Восхода", "Совы" или "Пилота".
|
Описанными выше системами зажигания комплектовались
не только мотоциклы Ковровского завода имени В. А.
Дегтярева. Генераторы Г427 и КЭТ1 использовали минские
мотостроители. На современной модели "Минска" ("ММВЗ
3.11311") установлен оригинальный генератор маховичного
типа, однако БКС полностью идентичен ковровскому. Место
его изготовления – республика Беларусь, завод БАТЭ. В
России же электронные блоки делают сразу в двух местах:
в Херсоне и самом Коврове. Различаются эти БКС только
фирменным клеймом, по соединительным разъемам они
полностью идентичны. Впрочем, различия все же есть. Но о
них мы расскажем в другой раз.
Редакция благодарит начальника бюро
радиоэлектрических измерений ЗИДа Владимира КОЗЛОВА за
помощь в подготовке материала.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ КОВРОВСКИХ
МОТОЦИКЛОВ |
Марка мотоцикла, год начала производства |
Генератор |
Мощность генератора, Вт |
Коммутатор |
Бобина |
Напряжение в цепи освещения, В |
Особенности |
"Восход-2", 1972 |
Г-421 |
45 |
– |
Б-300 |
7 |
Механическая контактная система
зажигания |
"Восход-2М", 1976 |
Г-427 |
60 |
КЭТ-1А |
Б-300Б |
7 |
Электронная бесконтактная система
зажигания |
"Восход-3М", 1983 |
43.3701 |
65 |
261.3734 |
21.3705 |
14 |
Переход к 12-вольтовому
электрооборудованию, стабилизатор и коммутатор
объединены в один узел |
"Восход-3М-01", 1989, а также "Сова",
"Фермер", "ЗиД-200" |
2МК-208(80.3701) |
90 |
БКС-1МК211(70.3734) |
2102.3705 |
14 |
Обмотка датчика введена внутрь
статора |
"Пилот", 1995 |
190003090001 |
60 |
БКС-1МК211 |
1480026900001 |
14 |
Генератор маховичного типа |
"Птаха", 1998 |
164003090001 |
20 |
БКТ1 164 |
– |
14 |
Генератор маховичного типа, бобина
объединена с
коммутаторомя | |